Автомобильный крепёж – приспособление для крепления (соединения) элементов машин, разных конструкций, строительных сооружений. К автомобильному крепежу относятся: винты, гайки, болты и шпильки. Вспомогательные детали – шплинты и шайбы.
В автомобильном крепеже можно выделить 2-е основные группы. Группа первая: относятся к ней метрические изделия такие как: гайки, винты, болты и т.д., те крепёжные детали, которые имеют определённый шаг резьбы. А вторая группа включает в себя различные конфигурации и виды таких приспособлений как – вентили, центровочные кольца, проставочные пластиныи так далее. Выделяют в обеих группах бытовой автомобильный крепёж. В отличие от производственного автомобильного крепежа, бытовой автомобильный крепёж в быту выполняет помимо крепления и декоративную функцию.
Также гайки и болты предназначены для крепления различных деталей автомобиля. Двигатель собирается с помощью гаек и болтов, а затем устанавливается под капот также с помощью различных автомобильных креплений. В салоне автомобиля также используются различные крепежные гайки и болты для крепления сидений, дверей и других элементов.
Перед установкой автомобильного колеса следует очистить диск и посадочную поверхность ступицы от грязи, затем тонким слоем нанести на них графитовой или пластичной смазки. Резьбу болтов и гаек (или шпилек) крепления колёс также необходимо смазать. Лучше своевременно заменить гайки и болты с повреждённой резьбой и смятыми гранями на новые аналогичные крепёжные детали.
Крепятся колёса к ступицам автомобиля шпильками с гайками или болтами, диаметр резьбы крепежа 12мм и 14мм, а шаг 1,25мм и 1,5мм. Колёсные крепежи имеют три разновидности – 1. гайки и болты с конической прижимной частью не имеет подголовка, выходят грани головки на конус; 2. гайки и болты с конической прижимной частью со специальным подголовком; 3. гайки и болты со сферической прижимной частью со специальным подголовком. Так, прижимные части гаек и болтов для крепления автомобильных колёс могут быть сферическими и конусными, совпадать они должны с профилем отверстий в колёсном диске, которые обеспечивают на ступице правильную центровку авто колеса. Особенно это важно, когда колесо крепится гайками. В том случае, если автомобильное колесо будет крепиться торцами гаек, то при движении диск может выскользнуть, ослабнет крепление колеса, а шпильки и отверстие будут разбиты.
Для защиты автомобильных колёс от несанкционированного снятия их или кражи широкой популярность пользуются сейчас крепёж «секретки» - это гайки или болты. Болты «секретки» имеют нестандартную форму головки, и свой индивидуальный рисунок, отвертеть который можно только специальным индивидуальным ключом.