Лягушки – усилитель сцепления для автомобильных колес
Структура лапок кузнечиков и лягушек взята, как образец для разработки новых материалов в индустрии создания автомобильных шин. Изучением этого вопроса вплотную занялись специалисты университета Лихай совместно с американским Национальным научным фондом и Michelin.
Долгое время для исследователей было загадкой, как гекконы могут висеть вниз головой на абсолютно ровных поверхностях. Пару десятков лет назад ученые все-таки определили, что эта удивительная способность рептилии обусловлена наличием миниатюрных прожилок в их лапках. Полученное знание натолкнуло светил науки на возможность использовать похожий механизм в полезных целях. Одной из сфер применения такого механизма стало производство автомобильных шин. Благодаря принципу биомимикрии, внедренной в процесс создания резины для автомобилей, можно значительно улучшить качество сцепления шин с дорогой.
Профессор Ананд Джаготаиз университета Лихайзаведует проектом, в котором создают новые материалы для изготовления шин. Господин Джагота является высококвалифицированным специалистом в области химического и биохимического инжиниринга. Более трех десятков лет он изучает биоматериалы, новейшие биотехнологии и биологическую механику.
Недавно командой ученых во главе с профессором Джаготой, была опубликована статья, в которой идет речь о работе над процессом творения новых материалов, благодаря структуре которых может значительно улучшиться качество автомобильных шин.
Экономичность топлива, износостойкость и сцепление – это ключевые параметры в характеристике шин, чей конфликт составляет классическую проблему, с которой сталкиваются разработчики автомобильной резины. Проблема состоит в следующем: улучшение одного параметра практически постоянно приводит к ухудшению другого.
Господин Джакота объяснил, что шины премиального класса имеют сниженное сопротивление качению, благодаря которому уменьшается расход топлива, а увеличенный уровень трения при скольжении приводит к быстрой остановке. Также было озвучено то, что для усиления этого трения необходимо снабжать шины особыми структурами, благодаря которым выводится вода и улучшается сцепление. Ученый сообщил, что его команда ведет работу по созданию похожих структур, но в миниатюрных размерах.
Имитация ровных подушечек, которые расположены на конечностях лягушек и кузнечиков, были взяты за основу при создании идеальной структуры шин. Поскольку для шин необязательно одинаковое сцепление во все стороны, ученые переключились на параллельные ряды, будучи уверенными в том, что такая схема практически уберет скольжение по направлению поперек.
Результаты проделанной работы впечатлили и превзошли все ожидания. Новый материал позволит производить высококачественные автомобильные шины с улучшенным сцеплением, таким образом, механизмы, взятые из природы, будут успешно функционировать на дорогах.